об авторе цикла картин "Космизм народного костюма"
В 1990 году окончила Рязанское художественное училище им. Г. К. Вагнера по специальности художник-модельер театрального костюма.
С 1990 по 1992 гг. работала в фольклорной тематике, занималась современным авторским воплощением исторического женского народного костюма российских губерний.
В 1992—1998 гг. училась в Московском государственном текстильном университете им. А. Н. Косыгина на факультете прикладного искусства по специальности «художник-стилист текстильных изделий».
С 1990 г. активно принимает участие в российских и международных выставках и фестивалях.
С 2000 г. является членом Московского союза художников. Работы находятся в коллекциях музеев Favalora Archiv & Museum, St. Tomas University (Майами, Флорида, США), Музея русского искусства MORA в Нью-Джерси (США), Национального музея изобразительных искусств республики Марий Эл (Россия), Рязанского государственного областного художественного музея имени И. П. Пожалостина, музея усадьбы Муравьёвых-Апостол, а также частных коллекциях России, Франции, Америки, Китая, Англии.
Цикл картин «Космизм народного костюма»
Мария Сергеевна Богачева родилась в 1971 г. в городе Ижевске в Удмуртской АССР.
Для создания этих произведений художник обращается к исторической женской одежде, головным уборам, например, в картинах «Италмас» и «Рыжая кобыла или Удмуртские женщины» прослеживаются мотивы удмуртского народного костюма. Женский народный костюм хранит в себе глубокие смыслы, в нём каждый предмет одежды — его форма, цвет и орнамент — имеют значение, связанное с природными стихиями (землёй, небом, солнцем, воздухом) или природным циклом (весной и осенью, севом и жатвой). Символы в орнаменте выполняют сакральную функцию, служа оберегами. Народный костюм различался по возрасту и социальному положению. О статусе женщины в обществе можно было судить по её одежде. Понимание комплекса символов в народном костюме — это понимание связи нашей жизни с жизнью всего Космоса, осознание себя неотъемлемой его частью.
Для Марии Богачевой народные образы являются источником вдохновения. В своих картинах она их стилизует, перерабатывает, выбирая самое главное — «пластическую квинтэссенцию». Фигуры на холстах художника статичны, что позволяет передать состояние покоя и ощущение вечности, сделать изображаемых персонажей загадочно многозначными.
В картинах из проекта «Космизм народного костюма» автор обращается к христианской духовной литературе: в произведении «Многоценная жемчужина» символическим языком изложен смысл евангельской притчи о купце, покупающим драгоценные жемчужины, а в работе «Мать Сыра Земля» помимо изображения рязанского женского головного убора «рогатая кичка» художник передаёт своё впечатление от слов из Ветхого Завета: " … земля еси и в землю отыщеши".
В представленных живописных произведениях Мария Богачева трактует модель и пространство как орнаментальную среду, наполненную знаками и символами. Такое изображение можно воспринимать не только эмоционально, на уровне интуиции, но и через вдумчивый анализ.
Каждое произведение из цикла «Космизм народного костюма» — это традиционный женский образ, сложившийся в древности, впитавший в себя культуру разных эпох, дошедший до нашего времени и нашедший своё отражение в сознании художника и восприятии зрителя.
Вино и черешня. 2020 г.
Холст, масло, 100×60 см
Мать Сыра Земля. 2021
Холст, масло, 90×80 см